Blog

Флексопечать на гофрокартоне

Страница доступна на другом языке: Укр

ЧТО ТАКОЕ ФЛЕКСОПЕЧАТЬ

Флексопечать является вариантом печати с высокой точностью передачи
изображения. Осуществляется такая печать посредством применения низковязких
красок и эластичных флексоформ. Интересно, что с технической точки зрения
флексография относится к весьма простым технологиям и не нуждается в
длительной или затратной подготовке к процессу.

Флексопечать является одним из видов так называемой высокой печати, то есть
печатная форма находится выше поверхности нанесения. В качестве клише для
флексопечати выступает эластичная пластина из резины или материала, схожего
с ней. Изображение наносят на клише путем химической гравировки. Пластина с
рельефным изображением крепится к печатному валу. На клише наносится
краска, после чего изображение отпечатывается на поверхности.

ФЛЕКСОПЕЧАТЬ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Доподлинно неизвестно, кто и когда изобрел флексопечать, но ее предпосылки
можно отследить еще в XIX веке в производстве обоев. Многие считают праотцом
технологии Карла Хольвего из Германии, который занимался машиностроением и
владел компанией «К. унд А. Хольвег ГмбХ», продолжающей свою деятельность
по сей день. Следующим шагом к современной технологии флексопечати стало
создание эластичных форм из резины.

Изначально технологию флексографии применяли практически только для
нанесения изображения на упаковку, в частности, на бумажные пакеты. Однако
очевидные плюсы флексопечати привели к быстрому увеличению числа
вариантов ее применения. Первое время клише производились исключительно из
дерева или особого типографского сплава. Существенные перемены в отрасли
произошли с появлением фотополимерных клише. Позже, в 1912 году компания
«С.А.Целлофан» из Парижа стала выпускать пакеты, на которых флексопечатью с
использованием анилиновых красок были нанесены изображения.
В 1929 году флексопечать стали использовать для нанесения изображений на
конверты под виниловые пластинки. А уже спустя три года были созданы первые
автоматизированные аппараты, соединяющие две системы – упаковку и
флексопечать. Использовалось такое оборудование для упаковки кондитерских
товаров и сигарет.
В последующее время модернизация технологии флексопечати продолжалась, в
основном это касалось формных процессов.

Ориентировочно, начиная с окончания Второй Мировой войны, флексопечать
применяется в производстве конторских книг, рекламных материалов, обоев,
тетрадей и прочей документации. В середине XX века издательство «Ровольт-
Ферлаг» запустило массовое издание книг в обложках из бумаги RoRoRo Bucher.
Обложки были сделаны из газетной бумаги на оборудовании, созданном
компанией «Marks & Fleming» с использованием анилиновых красок. Стоимость
производства таких книг была довольно низкой, что создало возможность для
резкого снижения итоговой цены на книги.

Позже флексографию начали применять для печати на открытках, конвертах, а
также на упаковках сыпучих продуктов, например, кофе. С созданием новых
полимерных материалов, в частности, крайне популярного полиэтилена, где-то с
1952 года начался резкий подъем в применении технологии флексопечати.
Технологии не стоят на месте, и флексография продолжает активно
совершенствоваться и в настоящее время.

ТЕХНОЛОГИЯ ФЛЕКСОПЕЧАТИ ПОЭТАПНО СЕГОДНЯ

Этап 1. Дизайн, подготовка файла.
Как и во всех продуктах, производимых с нанесением изображений на
поверхность, крайне важен для качества флексопечати этап подготовки макета. В
связи с использованием форм из полимерных материалов для флексографии
приняты определенные рамки по линиатуре. В отличие от офсетной печати, у
флексографии, работающей с грубыми растрами, есть лимит по линиатуре – до
150 lpi. В связи с этой особенностью изображения для печати должны быть
специально подготовлены с учетом нюансов флексопечати.

Четких нормативов по краскам для флексопечати не существует, что затрудняет
получение стабильности качества печати. Кроме того, процесс настройки
оборудования для правильного отображения цветов занимает длительное время.
Зачастую подходящим ориентиром являются только оттиски с пробными цветами,
сделанные на специальных аппаратах. Более того, макет всегда требуется
подгонять под конкретное оборудование для флексопечати, потому что каждая
машина уникальна и имеет свои нюансы.

Этап 2. Изготовление флексоформ.
В производстве клише для флексопечати применяют цифровой и аналоговый
способы. В первом варианте используют особые химические реактивы, чтобы
нанести изображение, во втором требуется специальное оборудование.
Независимо от применяемого способа форму после изготовления нужно вымыть и
просушить.

Этап 3. Печать.
Флексопечать осуществляется на специализированном оборудовании, вариаций
которого придумано достаточно много. Различаются они в основном по ширине
печатного поля (до двух с половиной метров) и скорости производства (до 250
м/мин). Некоторые модификации подразумевают дополнение флексопечати
отделкой путем включения в оборудование отдельной секции. Сама по себе
флексография выдает сразу готовый продукт и не подразумевает последующих
действий для закрепления результата.

ГОФРОКАРТОН И ФЛЕКСОПЕЧАТЬ

Горокартон производят путем приклеивания на гофробумагу бумаги с двух сторон.
Это довольно жесткий материал, используемый чаще всего для упаковки.
Есть мнение, что коробки из такого материала не хуже коробок, сделанных из
дерева. Для их создания на гофрокартон предварительно наносятся линии бига,
на концах которых производят надрезы. Так образуются своеобразные клапаны,
создающие при сборке крышку и дно коробки. Существуют даже специальное
оборудование, производящее все эти функции: печать, линии бига и нанесение
разрезов.

Нанесение флексопечати на гофрокартон имеет существенные отличия в
сравнении с флексопечатью на бумаге: в материалах, формах, красках, форматах
оборудования, а также готовых изделиях, и, что немаловажно, в требованиях к
квалификации работников, занятых обслуживанием оборудования. Примерно на
половину всех картонных коробок флексопечатью наносятся данные о том, что
будет внутри.

В связи с изменчивостью толщины гофрокартона возможны некоторые трудности
при флексопечати. Для получения хорошего результата следует применять
мягкие формы, примерно 30 единиц по Шору, которые заранее крепятся на
носителе с сохранением верной приводки.
Так как гофрокартон является жестким материалом, то в процессе работы листы
не должны сгибаться. В силу работы непосредственно с листами
производительность оборудования считается в них.

Сейчас чаще всего оборудование для флексопечати на гофрированном картоне
дополняют секциями для проведения работ полного цикла: печать, нанесение
линий бига, разрезы, вырубка заготовки, сгибание и склеивание. Готовые изделия
собирают в штабели и пересчитывают.

При флексографии на гофрированном картоне чаще всего применяют краски на
водной основе, которые создают матовое изображение, устойчивы к трению и
довольно быстро высыхают. Последняя особенность позволяет обойтись без
специальных отсеков для сушки.

Краски прогоняются через фильтры и транспортируются насосом. Нужное
количество краски отделяется с помощью валика и ракельного ножа или двумя
валиками. Стандартно применяют стальной анилоксовый вал с хромовым
покрытием, реже керамические аналоги. Валики могут также отличаться
поверхностью – растрированные или гладкие. В последнее время популярность
завоевывает использование обратного ракеля для флексопечати на
гофрированном картоне. Объясняется это тем, что в уходе ракель довольно
прост, а в случае когда краска закончилась и процесс идет сухим, то исправить
это можно в очень короткое время.

В силу экологичности красок на водной основе обычно не появляются трудности
со службами охраны природы. Сточные воды не являются токсичными, но
порядок их сброса нужно строго регламентировать. Есть компании, которые эту
воду направляют не в канализации, а на создание клея для оборудования,
делающего гофрокартон.

Сегодня флексопечать стала основной технологией печати, применяемой
для
гофрокартона. Постоянное совершенствование печатных форм, красок и
оборудования способствует тому, что флексопечать только укрепляет свое
лидерство, как выгодный, экологичный и скоростной вариант печати.
Помимо нанесения изображений на готовый гофрокартон с его неровностями
возник вариант изготовления гофрокартона с высоким качеством печати.

Стандартно гофрированный картон – это два плоских листа бумаги, приклеенные
к гофрированной части с двух сторон. Новый метод заключается в том, что один
плоский слой, который не требует прохождения через отсеки обработки
оборудования, можно использовать уже с нанесенным изображением. На
рулонном материале нанесение флексопечати возможно в четырех цветах, а в
случае необходимости допустима и печать растровых изображений.

В случае применения для гофрированного картона рулонов с уже нанесенным
изображением флексографская краска для печати должна соответствовать
определенным характеристикам. Во-первых, она должна позволять получать в
итоге изображения нужной яркости и цветов, во-вторых, свойства краски должны
учитывать особенности технологии производства гофрокартона: воздействие
высоких температур и повышенной влажности при склеивании и сушке, высокое
трение в процессе движения листов. Помимо этого, дополнительному трению
поверхность подвергается в секции охлаждения.

ФЛЕКСОПЕЧАТЬ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Для печати на упаковочных материалах чаще всего применяется флексопечать.
Объяснить выбор в пользу флексопечати, а не офсетной технологии, можно
следующим:

  • На большинство материалов, применяемых для упаковки, например, фольгу
    и пленки, нельзя нанести изображения на оборудовании для офсетной
    печати, потому что офсетные формы способны наносить краску лишь на
    гладкую бумажную поверхность.
  • Оборудование для упаковки преимущественно использует материалы в
    рулонах, а технология офсетной печати в большинстве случаев
    предназначена для листов. Однако в последнее время развитие получила
    технология офсетной печати на рулонных материалах.
  •  Краски, применяемые в офсетной печати, не подлежат использованию для
    упаковки продуктов питания.

Во флексопечати возможно применение печатных форм разного размера,
следовательно, расход материалов максимально оптимизирован, в отличие
от офсетной печати с фиксированными габаритами печатных форм и,
соответственно, большими потерями материала на выходе.

Однако специфика технологии флексопечати не дает возможности реализовать
все фантазии дизайнеров: маленькие элементы получаются недостаточно
четкими, а у светлых оттенков плохая цветопередача. Здесь главенствующую
роль занимает профессионализм специалистов – дизайнера в создании
оптимального макета и сотрудников, обеспечивающих настройку и подготовку
оборудования.
Получить действительно высокое качество итогового изображения можно при
использовании метода глубокой печати. В этом варианте вместо обычных
печатных форм применяют особые цилиндры с гравировкой, сделанные из
металла. Однако производство таких цилиндров по стоимости значительно выше,
чем обычных для флексопечати фотополимерных форм. Причем разница в цене
настолько велика, что рентабельной такая технология является лишь для очень
больших тиражей, где количество оттисков больше 100 тысяч.
Другим конкурентом флексопечати является трафаретная печать. Применяется
она нечасто и в основном для нанесения одного оттиска за 1 раз на объемных
изделиях и упаковках, например, на бутылках.

Основные достоинства флексографии:

  • Является довольно экономичным вариантом печати для тиражей разного
    объема и значительно дешевле в себестоимости, чем глубокая печать для
    малых и средних объемов.
  • Наличие возможности производить запечатывание даже очень толстых
    материалов.
  • Огромный выбор материалов для нанесения изображений: у флексопечати
    почти нет ограничений по выбору материалов.
  • Возможность использования печатных форм различных размеров, что дает
    возможность оптимизировать производство за счет снижения объема отходов.
  • Допускается использование красок на спиртовой или водной основе, что
    позволяет производить печать на упаковках, применяемых в пищевой
    промышленности.

У флексографского оборудования есть возможность добавления
дополнительных секций, позволяющих производить в одной производственной
линии еще и дополнительную отделку, например, тиснение, высекание, склейку
или ламинирование и пр.

Основные недостатки флексографии:

  • Качество получаемых оттисков может отличаться на разных аппаратах.
  • Зачастую плохая цветопередача светлых оттенков.
  • Дороговизна при производстве малых тиражей.
  • Отсутствие отраслевых стандартов.
  • Низкое качество в печати шрифтов, в особенности мелких размеров и с
    вывороткой.

И тем не менее Флексопечать способна превратить обычную упаковку, этикетку,
пакет в современный и яркий продукт. Неповторимый стиль не оставит
равнодушным Ваших будущих клиентов или покупателей. В наше время люди
ценят больше всего оригинальность. Стандартные, скучные, неяркие цвета
упаковки уже никого не привлекают. Также не интересна для потенциальных
покупателей будет и слишком яркая, «кричащих цветов», нелепая упаковка.
Поэтому разработка грамотного фирменного стиля очень важна и флексопечать в
этом всегда поможет.